Интервью с Переплутом


Как ты попал в Былины?

Было это в сентябре 2001 года, я прочитал где-то в интернете статейку про такой вид сетевых игр. Для тогдашнего моего компьютера (Cel 400, 32 ram, 4 mb video, 10 Gb HDD, modem D-link 56k) этот тип игр подходил. Примерно в то время в нашем городе начали появляться интернет-карты для диалапа с оплатой по трафику, а не по времени, в общем, для такой игры, как мад, в самый раз. Я тогда был студентом начальных курсов на математическом факультете, так что свободного времени у меня было достаточно.

Это твой первый опыт игры в мады?

Нет, почти нет. Сначала я сел играть в предложенный в статье Адамант Мир Колец (тот из двух, который был на orc.ru), начал играть то ли человеком, то ли эльфом, там я слегка разобрался с управлением и ходил зонить на Дерево :). Потом как-то ночью, сходив куда-то в противоположную сторону и попав на какой-то лесной тракт с лисичками и прочим, я заблудился и был убит каким-то агромобом. Вряд ли по этой причине, но я решил попробовать другие мады (благо mudconnector.ru тогда работал, и про «Былины» там было много интересного написано). В общем, я начал играть в «Былины», был ньюбом. При этом не было абсолютно никого, кто бы помогал мне, освоение принципов игры в мад было почти полностью самостоятельное (кроме редких вопросов и пояснений от тех, с кем я ходил в нуб-группе).

Твоё первое впечатление от мира?

Первого впечатления не было, их было сразу много. Достаточно специфично иметь дело с миром, описанным в тексте, и только через текст с ним взаимодействовать.

«Ты-ньюб» — что первое вспоминается при этом словосочетании?

Многого не знал, часто фразы в эфир от опытных игроков были непонятны. Помню, даже задавался вопросом «Почему в хлебном магазине в родовой может быть отравленный хлеб? портится со временем?». Лишь позже я узнал, как такое случается и как можно купить правильный хлеб.

Как ты оказался в НД?

В НД я попал чудом :). Случилось это где-то через год после начала моей игры в мад. Вообще-то это можно расценить как первый мой тест в маде, на способность достигать поставленной мной же самим цели.

НД это красивая аббревиатура — Ночной Дозор, он же Наемная Дружина, клан с своей старой историей, которую частично изложил Белобог в своих «Записках билдера». Меня почему-то это очень привлекло, и я захотел вступить в НД. Как выяснилось позднее, параллельно с моим желанием попасть в НД существовало желание Лешко и Эйрара создать для себя клан, отделенный от ДНЗ (подробней можно прочесть в «Истории войн с участием ДНЗ» от Эйрара), но о том, что НД планируется пересоздать, я не был в курсе.

Клан НД в то время не был густо населен, онлайн изредка появлялся Флиг (он же Хайфринг), приписанный отроком НД, воеводой же был отсутствующий Кузьма. Познакомившись с ним, я узнал о том, что планируется рестор НД, и попросился в клан. Хайфринг сказал, что можно это устроить, и в первые же дни после рестора НД (тогда под воеводством Хайфринга) я вступил туда в звании отрока. Рестор произошел где-то в районе июля 2003 года.

В дружине в тот момент собрался довольно интересный состав, туда вступили своими морталами Пелен, Дива, Хмель, Авось, Чернобог. Таким образом, я перезнакомился с большей частью имм-состава мада того времени. Не все это помнят, но Эйрар, который впоследствии всегда будет ассоциироваться с кланом НД и станет достойным его лидером, вступил в НД только через полгода.

В то время я очень многое узнал и очень многому научился в маде, будучи в НД, поэтому НД стала именно той дружиной, которую я не хочу покидать.

Ты, как и некоторые другие иммы, долгое время ассоциировался со своим кланом — НД. Одно время даже был его воеводой. Расскажи немного про него?

Да, было время, когда статус имм-дружины перешел от ДНЗ к НД, это было довольно славное время для НД. Хотя, конечно, любую имм-дружину подозревают в читинге и прочем, я скажу — НД старалось играть максимально честно, потому что победа, достигнутая нечестным путем, не даст тебе настоящей силы для следующей победы. Помните фразу Белобога в «Записках билдера» про войну старого ДСС и старого НД? «Не ДСС выиграло войну, а НД ее проиграло из-за читинга». Хотя интересно было бы устроить на форуме мада опрос, какая из имм-дружин в настоящее время кажется игрокам с исторической точки зрения наиболее адекватной, честной и справедливой :).

Помню, был момент, когда я был назначен воеводой НД, хотя я тогда себя фактически не проявил. А связано это было, по сути дела, с тем, что у Лешко и Эйрара в то время возник ряд осложнений в РЛ, из-за чего они не всегда даже выходили на ПК. Пост воеводы требует очень сильных лидерских качеств, и на фоне Лешко и Эйрара я вообще не смотрюсь как лидер, я скорее был «воевода по технической части» :).

НД, ДСС, ДНЗ, РСП, ЗАО — с чем у тебя ассоциируются эти названия?

НД — клан, в котором прошло 90-95% моей активной мад-жизни. Очень много разных воспоминаний об этом времени.

ДСС — некогда антипод старому ДНЗ, и НД как выходцы из ДНЗ относились к ДСС как к потенциальному противнику. Т.к. клан-войны в маде — одна из тех вещей, ради которых жило НД (НД воевало практически непрерывно с момента основания в 2003 году и до момента роспуска в начале 2006 года), то клан ДСС стал одним из наших противников.

ДНЗ — т.к. почти все НД было выходцами из ДНЗ, мы, естественно, были в альянсе, вместе воевали против СП и ДСС. Но постепенно наши политические курсы несколько разошлись, так что в некоторых войнах ДНЗ было уже нашим противником.

РСП — клан, получивший особый статус по инициативе Белобога. Этот статус запрещал агрить на РСП, что в течение одного из промежутков времени способствовало тому, что ряд участников клана РСП вел себя по-хамски, прикрываясь фразами вроде «Сагрите — всех вас поделетят». Ничего хорошего от такого состояния вещей ждать, естественно, не приходилось, и я думаю, что не совру, если скажу, что остальным кланам (РК — исключение, т.к. фактически дочерний клан РСП) не нравилось такое положение дел.

ЗАО — клан, созданный внезапно Шателье, помню, одна из самых сложных для НД войн была именно с этим кланом. Хотя, если быть точным, то войны в маде никогда не велись одним кланом против одного, так что все было, как всегда, гораздо более интересным, чем тут на словах.

В общем, рекомендую ознакомиться с материалом «История войн с участием ДНЗ», а также разделом «Логи» на сайте НД для получения информации о войнах с участием НД.

Как ты получил имма?

Глядя на кучу морталов иммов в НД, я, естественно, и сам захотел стать иммом. «Имма могут выдать легко, если убедишь, что он нужен» (с) Морок, и я стал думать, какую имм-работу я могу выполнять. К билдерству у меня в течение всего времени игры в мад склонности так и не проявилось, кодерством в тот момент я не предполагал заниматься, поэтому появился в маде имм Переплут, ответственный за контент справочной системы. Само наполнение справки в то время действительно оставляло желать лучшего, почти ничего не было задокументировано, а то, что было, не исправлялось по мере изменений в маде.

Наиболее эффективным способом исправления справки стала сверка с исходниками мада, т.к. именно там, а не со слов других иммов, можно получить наиболее достоверную информацию о том или ином техническом аспекте мада. Так постепенно я научился читать код мада, а впоследствии благодаря Игвоведу я стал кодером. Почему Игвоведу? Потому что однажды он доложил в «воззвать» об одном баге с командой «аукцион», который позволял проверить существование любого моба в мире (тем самым позволяя легко чекать репоп зон и т.д.). При этом онлайн никого из богов не было (т.е. доклад о баге получил только я). В итоге у меня было три варианта действий: 1) передать чит клану и союзникам, 2) доложить баг любому имму, отвечающему за код, 3) исправить багу самостоятельно. Я выбрал третий вариант, исправил ошибку и передал патч кому-то из иммов-кодеров. После этого началась моя кодерская деятельность в маде, паралельно с деятельностью по поддержке справки.

Стрибог, Белобог, Триглав, Один, Кродо, Пандора. Свентовит — твоя ассоциация с каждым из имён?

Стрибог — с ним я довольно мало знаком, но именно через него я поначалу работал как кодер — присылал патчи на заливку на сервер.

Белобог — как имм-кодер я с ним особо и не сталкивался, как имм, работающий по справке — регулярно вносил информацию о новых зонах и т.д., хотя со многими его взглядами я не был согласен. В частности, мнение, что любой имм-34 может принять и исполнить любое решение, я не считал и не считаю правильным.

Триглав — практически ничего не могу про него сказать, вроде никаких конфликтов у нас с ним не было :).

Один — может быть, я его даже не застал, плохо помню.

Кродо — достаточно вменяемый и разумный человек, как имм-кодер — любит работать в полной изоляции как от иммов, так и от других кодеров, зато может делать достаточно сложные проекты для мада.

Пандора — одна из тех, кто помог мне в становлении иммом-кодером, одно время ее мортал также состоял в НД, потом внезапно без каких-либо объяснений она переписалась в РСП…

Свентовит — это человек, перехвативший тяжелый груз по управлению мадом и его развитию, думаю, без его труда мад сейчас мог бы вообще прекратить развиваться. Кроме того, он единственный на данный момент имм в Былинах, который является достаточно высококвалифицированным билдером и кодером одновременно. (Иммы у нас обычно относились к одной из этих двух непересекающихся категорий).

Иммы НД — передаю привет, удачи в РЛ, раз уж вы больше не играете в мад ;).

Твоё самое первое воспоминание о Тронном зале?

Видел эту комнатку с номером 100 на локалке от Слава (первый случай утечки зон мада). Когда стал иммом — комнатка была в точности такой, только соединенной с комнатами мортал-доски, доски наказаний, билдерской доски, потом еще создали комнату для кодерской. Сейчас, после патча Кродо, можно было бы вообще удалить доски (как объекты) из мира, но они стоят много где, в том числе и в Тронном Зале.

Хм, наверное, мы неаккуратно сформулировали :). Имелось в виду первое впечатление от иммства: вот ты стал иммом, вступил, так сказать, в некую группу, сменил статус — твои впечатления?

Ну… Как я уже написал, с иммами я и так был в одном клане, знаком был с ними с самого начала. Так что это все равно что тусить с диджеями года два, а потом сесть за пульт — ты уже и так свой :).

Твоё самое серьёзное достижение, как имма?

Почти полностью изменил справочную систему мада (как саму физическую работу команды «справка», так и наполнение), а также внес много изменений в код мада, хоть и не очень глобальных.

Твоя самая серьёзная неудача как имма?

Помню случай, когда присланный Стрибогу патч заклинания «призвать» криво залился в код мада (все-таки команда patch не всемогуща и не смогла правильно синхронизировать мою версию magic.cpp с той, которая была на сервере). В результате вместо исправления бага эффект вышел противоположный (т.е. баг остался + правильный эффект закла был заблокирован). Мне тогда пришлось, воспользовавшись своей административной властью как имма, запретить воюющим кланам НД, ТВ, ЗАО, ДСС использование заклинания «призвать» до исправления ошибки (использование заклинания приравнял к абьюзу). Ошибку исправил на следующий день, но все равно было не очень приятно сознавать такой вот эффект своих действий.

Что ты так и не сделал, как имм Былин?

Работа имма-кодера и имма, работающего со справкой, почти что бесконеная, так что понятия «сделал — не сделал» здесь не слишком применимы. Конечно, есть такие задачи, которые реализовать с текущим движком мада достаточно тяжело, поэтому многие иммы-кодеры (например Морок, Свентовит, да и, наверное, все остальные) подумывали о полном переписывании кода мада с использованием на этот раз правильных подходов. Но для одного человека или даже небольшой группы энтузиастов это почти несбыточная мечта.

А курьёзы иммские были? Вспомнить можешь?

Имм-курьез — это Игвовед :).

Какое звание для тебя дороже — воевода НД или имм Былин?

Вплоть до начала 2006 года (1 февраля — делет дружины НД) я достаточно активно играл своим морталом и делал довольно много имм-работы. При этом я старался разделять для себя обе эти обязанности, причем до такой степени, чтобы они не пересекались. Как пример, на форуме мада у меня есть два аккаунта (имм и мортал), и свою имм-позицию я писал только от имм-аккаунта. Или, например, то, что такие понятия, как «пкл нд» и «враги нд», не всплывали в моей голове, когда я разбирал доклады об ошибках.

Все помнят печально известный конфликт НД-РСП, закончившийся фактически делитом дружины. Скажи, с позиции тебя сегодняшнего — как ты оцениваешь те события?

Это одно из самых тяжелых воспоминаний, особенно учитывая, что большая часть воспоминаний, связанных с мадом — положительные. Это событие серьезно сказалось на моем интересе к игре в мад и, как следствие, на моей имм-активности и желании заниматься имм-работой. Но на исходный вопрос об оценке тех событий очень тяжело ответить, так что четкого и однозначного ответа на этот вопрос не получается.

Всегда ли получалось оставаться беспристрастным иммом, будучи игроком топовой дружины?

Есть люди, которые меня горячо ненавидели (или делали вид), есть люди, которые мне не нравились или с позицией которых я не был согласен — это неизбежно, но я старался быть беспристрастным, и, думаю, моя репутация говорит об этом. Бывали даже случаи, когда меня обвиняли в читинге, хотя если учитывать, что я даже принципиально не использовал команды вроде ’users’, ’stat’, ’где’ на записанных в пкл НД и тех, с кем мы воевали, то уж о каком читинге речь? Я говорил: зовите кого-нибудь из 34 и просите проверить мой персональный лог — конфликты исчерпывались.

Трудно быть богом?

Когда я играл по 8 часов в день, когда в маде меня ждала встреча с моими друзьями, когда я участвовал в замечательных противостояниях с сильными противниками, получал много положительных эмоций от игры в мад — тогда даже заниматься иммской работой в маде было очень легко. Постоянная игра в мад на уровне участника топового клана позволяла мне всегда быть в курсе того, как зонят/пкилят кланы, где зонят/пкилят, какие средства применяются, я знал, какие нововведения и изменения нужны маду и конкретным игрокам, знал баланс профессий.

После 1 февраля 2006 года, когда НД было распущено, я и многие участники НД резко потеряли интерес к игре (а также часть своих персонажей). Все это время, вплоть до осени 2007 года, я планировал как-нибудь вернуться в мад, даже пытался ходить на зонинг с кланом ВД, основу которого составили те участники клана НД, которые все-таки решили остаться в маде даже после того, что произошло. Игра морталом почти потеряла для меня интерес. Конечно, я продолжал имм-работу (т.к. это был единственный способ для меня не расстаться с уже привычным миром русских сказок и легенд), но как кодер я уже перестал работать, не было вдохновения. Я два раза пробовал заниматься ведением работы над опечатками (когда морталы докладывают об опечатках и получают славу). Работа достаточно сложная и изматывающая, хотя некоторых результатов удалось достичь.

В общем, теперь я наконец-то понял Белобога: когда я стал иммом в 2004 году, для меня было загадкой, как имм может быть не в курсе тех или иных вещей, как имм может прикапываться к тому или иному клану только на основании чьего-то доноса, а не на основании собственных разбирательств с фактами (пример есть на форуме мадхистори про зелья в замках) и т.д. Мне кажется, что имморталу, который не играет как мортал с настоящим к этому интересом, исполнение его имм-обязанностей доставляет гораздо меньше удовольствия и представляет мало интереса. Поэтому он не всегда в маде и не всегда в курсе событий, и плохо, что в нашем проекте уже практически нет играющих иммов.

Текст закончен: 29.01.2008
Последнее изменение файла: 29.01.2008