Интервью с Белобогом


Как ты попал в Былины? Твои первые впечатления от бегущих по экрану буковок?

В ноябре 2000 года мне понадобилась информация об ордене тамплиеров. Яндекс, как обычно, нашел все и даже более того — он выдал ссылку на «Официальный сайт ордена тамплиеров», чем поверг меня в шок. Оказалось, что это сайт клана в какой-то онлайн-игре. С их странички по ссылкам я перешел на сайт РМАДа и решил попробовать поиграть. Играл там недолго, пока мой приятель, Кард, не сказал, что у нашего земляка (которого я знал только по ФИДОшным сисопкам) есть свой мад и не предложил поиграть там. Как вы поняли — этим земляком был Стрибог.

А что же зацепило и заставило остаться?

Недавно прочитал статью об интернет-зависимости от онлайн-игр. Там психологи выделяют несколько стадий игрока — сперва любопытство и заинтересованность, потом безудержная страсть (это когда всю ночь напролет), и потом угасание интереса (но при этом все равно оторваться нельзя — хоть поболтать на 15 минут, но заходишь).

Так вот все началось с любопытства. У меня вообще к компьютерным играм подход особый — мне неинтересно в них играть «как игроку», мне неинтересно победить, мне лишь хочется узнать, «что будет дальше», «каков там сценарий» — на игру я смотрю глазами их «конкурента». Такое впечатление, что я прикидываю — «сделал бы я лучше или нет?».

Примерно так же получилось и в маде. Например, кто-то из ньюбов на ренте в родовой деревне обмолвился, что у него есть знакомый хай-левельный чар, от которого он узнал, что в маде есть зона «Подводное царство» — и мне банально стало интересно узнать, а как ОНО там!?

(К слову сказать, в то время онлайн игроков максимум составлял человек 20, и все друг друга знали достаточно хорошо. И я безумно рад тому, что со многими из тех «старичков» я дружу до сих пор.)

Ну и не могу не отметить еще одну вещь, которая меня заставила восхищаться «Былинами» — я говорю про зону «Болото» возле первой родовой. Наверное, это выглядит не совсем понятно (даже для меня самого), но фраза в описании клетки про ручей, который где-то далеко впадает в Черное море (и что «врут, наверное, люди про Черное море») — как-то настолько запала в душу… нет, я, пожалуй, не смогу этого объяснить словами… тут что-то эмоциональное, что-то личностное… но тем не менее — с этой фразы в описании и началась моя любовь к «Былинам».

Твой первый чар — каким он был?

Первый чар — Филлипок — был посажен в ад Стрибогом через 30 секунд после входа в мир. Поэтому, подумав примерно с минуту, я сделал чара Игнат. Интуитивно выбрал дружинника (вообще не понимая, что это и к чему), правда, сознательно выбрал род — северянин, мотивируя тем, что северяне жили на территории моей родины, Курской области. Чар жив до сих пор, хотя имеет всего один реморт; но с ним связана вторая стадия моей интернет-зависимости — «безудержная страсть». Понятно, что он мне дорог как память о бессчетных бессонных ночах. Этот чар — как первая любовь, бестолково, но сентиментально :-).

Как и когда появилось желание не только играть, но и принимать участие в создании мира?

Написать зону захотелось практически сразу после начала игры. Я обратился к Сварогу, он предложил «начать со сказки», и у меня получилось попурри на сказочную тему — с курочкой Рябой, ледяной избушкой и Лихом Одноглазым. Первый успешный опыт окрылил, и дальше появились «Храм падшей Богини» и прочие зоны. Тут надо отдельно заметить, что моим соавтором на первых порах был Кард — тот самый человек, что предложил пойти в мад к Стрибогу. Он писал триггера для зон. Да и сближение со Стрибогом на почве игры тоже не могло не оказать влияние на желание что-то делать для мада.

Твое первое впечатление о Тронном Зале?

Началось все с курьеза. Когда Стрибог предложил мне имма, я долго выбирал, как назваться, а когда сделал Белобога — тут же был посажен иммом Догодой в ад за «неправильное имя». Так что в Тронный я попал через ад, Стрибог меня проадвансил, и вышел оттуда я уже сам :-). А первое впечатление — наверное, не сохранилось, ибо сразу же получил задание разгрести баг-репорт, а это дело достаточно нудное и трудоемкое…

Сравни ту, первую команду иммов и нынешнюю. В чем плюсы и минусы обеих?

Вопрос не совсем корректный в том плане, что не было четко выделенных групп (типа, пришел премьер-министр и привел своих новых людей в правительство). Иммская команда менялась постепенно. Один уходил, второй приходил; или приходил новый и долго работал параллельно с тем, кто впоследствии ушел. Да из тех иммов, которых я увидел в первый день Белобога, остались немногие — Дажьбог и Прове (ну и Стрибог, само собой).

В той первой моей команде был очень влиятелен Сварог (фактически я выполняю сейчас его функции — основной билдер), был Слав, который сам себя называл «третьим человеком в иммской иерархии» и оказывал заметное влияние на работу иммов. Но тогда мы только начинали, нащупывали методы управления игрой и взаимодействия друг с другом. Поэтому конфликты были очень часты. В этом отношении сейчас легче — есть негласные правила, может быть, даже табу, есть достаточно четкое распределение функций (во всяком случае, между старшими иммами); все это позволяет не допустить ссор, подобных прошлым.

Иногда молодые иммы вдруг предлагают что-нибудь (те же грабли, на которые мы наступали в 2000-2001 годах), от чего «старожилы» шарахаются, памятуя о том, чем это тогда заканчивалось. Пожалуй, самый свежий пример — история с Родомыслом (он описал ее со своей колокольни в очерке «Судьба барабанщика», и здесь же на форуме развернулась бурная дискуссия). Не буду пересказывать эту историю подробно (желающие могут все прочитать в первоисточнике) — но смысл в том, что, не разобравшись в сложившихся отношениях (если хотите, в иерархии), человек стал указывать, КАК НАДО все делать. Там на форуме ему лучше всего ответила Пандора — о том, что в «Былинах» сложилась уникальная система управления, вызванная массой причин (от невозможности появляться и исполнять обязанности регулярно, до межличностных взаимоотношений). Там же было сказано, что, конечно, это неоптимальная с точки зрения эффективности система, но она, пожалуй, единственная, которая возможна в ситуации, когда разные люди за БЕСПЛАТНО делают подобный проект. И система эта оттачивалась достаточно долго в ругани, уходах, делетах и прочих склоках. Вот поэтому более поздние команды «устойчивее» — у них есть опыт того, «как не надо руководить». У тех, кто начинал — такого опыта не было.

Стрибог, Сварог, Чернобог, Один, Огнебог, Слав, Пандора, Морок, Переплут, Свентовит, Волхварь — напиши о каждом из них несколько слов, которые первыми приходят на ум. А может быть, ты хочешь сказать и о ком-нибудь еще?

Несмотря на то, что Стрибог мой земляк, и знаем мы друг друга, наверное, года с 1995 — есть у меня перед ним некий… даже не страх и не трепет, но какое-то чинопочитание, что-ли. Причем в реале это никак не проявляется, но в маде — он мой НАЧАЛЬНИК, со всеми вытекающими эмоциями и ощущениями. Стрибог меня «взял на работу» в маде, и только Стрибог меня из мада может выгнать.

Сварог — технарь до глубины души, тем более питерский (не люблю этот город); человек-машина, рационален до тошноты — нет ни эмоций, ни чувств, все взвесит, все продумает, потом сделает. Наверное, это хорошо. Но я человек эмоциональный, импульсивный, и для меня «лучше раскаиваться в содеянном, чем сожалеть о несделанном», так что отношения у нас со Сварогом не сложились в том числе и из-за такой разницы в характерах.

Чернобог — мой тезка в реале и антитеза в Тронном Зале :-). У нас с ним хорошие, дружеские отношения. И я реально переживаю о его чрезмерном пристрастии к зеленому змию, которое выливается для него в различные житейские проблемы.

Один — один из первых мадовских друзей. Любимец «Былин». Человек невероятного обаяния — я очень жалею, что он отошел от игры.

Огнебог — один из лучших друзей, которые появились у меня благодаря маду. Я даже скажу так — мне стоило начинать играть в мад уже только для того, чтобы судьба познакомила с Огнебогом. И если бы мне предложили описать качества «настоящего Мужика» — я описывал бы их, держа в уме Огнебога.

Слав — в этом отношении, наверное, полная противоположность Огнебогу. Если описывать все качества, которые мужчине «противопоказаны», то лучшего примера, чем Слав, мне найти сложно. Тщеславие — страшная штука, это говорил еще Аль-Пачино в «Адвокате дьявола». Тщеславие Слава — это то, что сделало невозможным нашу совместную работу над мадом.

Пандора и Морок — единственная иммская семейная пара. От Анны как организатора я вообще без ума, не было в истории «Былин» периода более продуктивного для кодинга, чем когда кодингом «рулила» Пандора. Мне сложно говорить об этих людях отстраненно, зная их лично — у меня слишком много впечатлений о них. Аня, конечно, стерва, но я ее, наверное, за это и люблю :-).

С Триглавом сложились особые отношения ввиду его «соседского местообитания» — живет он в Воронеже, всего в 200 км от меня, и потому в Курске бывает достаточно часто. Я и познакомился-то с ним на пьянке у Стрибога (Триглав в очередной раз приехал в Курск за своим любимым бальзамом «Стрелецкая степь»). На той же пьянке и было решено, что он продолжит серию «Рипейских гор». Вообще я удивляюсь творческой плодовитости Триглава — ведь он основной билдер в маде «Золотой дракон», который по количеству зон является вторым из русских мадов, уступая только «Былинам». Несмотря на то, что сейчас Павел «отошел от дел» (по слухам, его затянула «Eve») — мы поддерживаем связь, и он периодически приезжает в гости.

Переплут — мне он очень напоминает Пелена: такой же рациональный технарь, все взвесит, все обдумает, потом сделает. Сделает хорошо, качественно, обстоятельно. Более того, я до сих пор не понимаю, как Переплут успевает вмещать в 24 часа иммство в маде, занятия японским языком, каратэ и всю остальную деятельность, включая работу. Более того, меня удивляет, что, хотя у нас массы причин если и не быть врагами, то, по крайней мере, иметь «натянутые» отношения, мы достаточно успешно сотрудничаем и испытываем друг к другу приятельские чувства (во всяком случае, я).

(Если вы спросите, почему, описывая Сварога, с одной стороны, и Пелена с Переплутом, с другой, я использовал одни и те же характеристики, но по-разному эмоционально их окрасил — я, пожалуй, затруднюсь с ответом… хотя, может быть, потому что Пелен и Переплут не питерские :-).)

Свентовит — об этом человеке я скажу просто. Если мне зададут вопрос: «Что самое главное из того, что ты сделал в „Былинах“?» — то я отвечу: «Я привел Свентовита!».

Волхварь — ну как относиться к Игвоведу… Как к Игвоведу. Человеку напрасно дали имма, спасибо, что у Кродо лопнуло терпение читать ежедневно бред на имм-доске, и он его удалил.

Про остальных… У меня есть некий критерий, по которому я сужу о человеке в маде — делает он для мада что-либо или нет. У меня могут быть очень непростые, натянутые отношения с каким-либо иммом, но если человек для мада старается — я никогда не скажу о нем плохо и первый постараюсь найти путь к нормализации отношений. Если же человек только играет, то в общем он мне неинтересен как имм, даже если у нас приятельские взаимоотношения — это относится ко многим иммам 31-32 левела. Они есть и есть, иногда выходят, иногда одобряют имена, иногда вешают мут, но по большей части — они ИГРОКИ.

О ком бы хотел особо сказать — это о Прове и Дажьбоге. Как-никак, это старейшие из регулярно присутствующих иммов. Когда Игнат убивал своего первого суслика на пожне — Димитрий уже ремортился (а Дажьбог уже иммствовал, и Прове ловил читеров). К этим двоим особое отношение — как к Патриархам.

И есть еще два имма, о которых не могу промолчать: это Милич и Странич (Прокиус и Снури) — два замечательных игрока, которые много сделали для развития мада, причем стояли у истоков его создания. Очень жаль, что первого затянул семейный быт, а второго «Ворлд оф Варкрафт». Мне их очень недостает как помощников.

При тебе очень сильно поменялись принципы работы с билдерами. Расскажи вкратце, в чем это выразилось, как ты организовал и поддерживал эту команду? Какие правила в этой работе для тебя незыблемы, и чем ты готов поступиться?

Я начал с того, что мне особенно не нравилось в работе Сварога с билдерами. Это лучше всего выразил один игрок, когда в сердцах воскликнул: «Я две недели пишу зону, а потом два месяца жду для нее номер от Сварога».

Во-первых, я положил за правило всегда оперативно отвечать автору на присланную зону. Даже если я ее не успеваю посмотреть, я просто отвечаю, что зону получил, спасибо, и как можно скорее сообщу о ее судьбе.

Во-вторых, есть замечательный анекдот про старого еврея, который на вопрос о том, почему у него всегда получался такой вкусный чай, ответил: «Не жалейте заварки!». Я никогда не скупился на поощрения для билдера. То, что в маде сделали со славой (ввели таймер), я считаю большой ошибкой. Человек за свою работу должен получать вознаграждение. Даже сейчас с этой (ставшей по существу ненужной) славой я своих постоянных билдеров «не обижаю» и всячески их стимулирую (Чем? Это мой маленький секрет — все в рамках правил игры).

Более того, я достаточно либрален в выборе темы для зоны. Ну, эльфов я, наверное, не пропущу, но жестких требований к антуражности тоже не предъявляю. Иногда в этом бывают перегибы — например, пожалуй, действительно не надо было подключать зону «Буратино» в том виде, в каком она была создана.

Твое руководство командой билдеров принесло плоды в виде резкого расширения мира. Некоторые считают, что — за счет некоторого снижения качества зон. Что бы ты им ответил?

Ответ мой сформировался на базе опыта игры в СоВ-мад и звучит примерно так: «Для игрока совершенно не важно, какой в игре движок, ему глубоко пофигу, „циркуль“ это или „ром“, как отображаются умения и как происходит прокачка — у игрока есть только один интерфейс для взаимодействия с миром, и это ЗОНЫ!» Как только перестают подключаться зоны — мад умирает! Чем больше зон подключается, чем чаще это происходит, тем лучше для мада. Да, я не спорю, зачастую качество приносилось в жертву количеству, но я убежден, что лучше потом поправить сырую зону, чем вылизывать ее полгода, не подключая. Ибо пределов совершенству нет, а оттестировать ее можно только «в процессе реальной эксплуатации». Мад, в котором подключается одна зона-шедевр раз в полгода — обречен! В маде, в котором зоны подключаются часто (пусть они потом доводятся, исправляются и т.п.) — игроки будут всегда. Более того, нахождение глюков в зоне — это ведь тоже элемент игрового процесса, и тут есть свой фан — скажем, Лориэль доказывает это своим примером.

Кстати, здесь у меня был самый концептуальный спор со Сварогом, а сейчас и со Свентовитом. Я, например, очень жалею, что он так долго не подключает комплекс для 4-й родовой деревни. Там достаточно много уже на 90% готовых зон. Они вполне могут быть подключены с последующей доводкой силами остальных иммов, имеющих ОЛЦ.

Скажи, что сложнее — билдить самому или править готовое?

Сложный вопрос. Могу сказать так: на то, чтобы написать зону самому, у меня уходит времени намного меньше, чем на то, чтобы поправить чужую. И тут есть два случая. Если билдер плохой, то приходится много чего переписывать, исправлять, подчищать — а это всегда сложнее, чем сразу делать правильно. И, как правило, какой-нибудь ляп все равно проглядишь. Если же билдер хороший, если понимаешь, что человек старался, и хочется сохранить авторскую задумку, авторский стиль, «не навредить» своим вмешательством — то приходится долго представлять, что же автор хотел, как он задумывал, уместно ли будет здесь то, что нужно от зоны мне. На это тоже уходит много времени.

А какие эмоции возникают при первом прохождении морталом зоны, которую сам создал?

Знаете, для меня билдерство — это творчество. Я, к сожалению, не умею играть на музыкальных инструментах, не сочиняю стихов, не умею рисовать (нет, ну на заборе могу, конечно…), так что билдерство — это, пожалуй, единственный способ творческого самовыражения для меня. А теперь сами посудите — какие эмоции возникают у художника, когда он сделал последний мазок и смотрит на свое творение? Не знаю… я всегда недоволен своими зонами, мне всегда кажется, что что-то не доделал, что мог лучше, что поленился и поспешил. Но при этом я люблю свои зоны и достаточно болезненно отношусь к критике.

Самая же любимая зона — это всегда «последняя из подключенных». И пока не пройду ее морталом, все время какой-то «зуд душевный» — а как она там? а все ли в порядке? а не забыл ли чего? Потом подключается новая — и предыдущая уходит «из сердца вон».

Твоя любимая зона из тех, в написании которых ты принимал участие? А вообще, из всех зон мира, какую ты считаешь самой удачной, красивой — ну, лучшей из существующих?

Ну про любимую я уже написал — любимая та, что на сегодня последняя из подключеных, и неважно, я ее автор или просто правил чью-то. Скажу даже больше — я не люблю зонить в знакомых зонах, для меня интересны только новые. А вообще самая удачная в мире… мне кажется, первая Сказка, первая Япония и Сказка для волшебника. Но это исключительно по личным эмоциям, я знаю, что многим Япония не нравится. Но танки Басё создают такой её неповторимый колорит …

Очень интересны зоны Есень (трилогия «Сказы о родных богах» и «Времена года») — там безумное количество триггеров. Мне очень нравятся зоны Ковшегуба — он вообще человек талантливый до гениальности, жаль, что занятой и пишет редко. Но вот самая-самая лучшая из существующих… я рискую навлечь гнев со стороны всех игроков, но считаю, что лучшая — это моя зона «Поселение в хазарском каганате». Жаль, что видели ее очень-очень немногие.

Твой чар-мортал — какой он? Несколько характерных черт.

Увы, играть я закончил уже достаточно давно. Даже если решаю «тряхнуть стариной» — я не отношусь к своему чару как к любимому домашнему питомцу. Это лишь инструмент общения с друзьями. Игнат, как я писал выше — это чар-память, чар — «первая любовь». Софи — «рабочий инструмент» для тестинга. Недавно в связи с очередными изменениями сделал себе кузнеца — побегал, посмотрел на «железный ветер», исключительно лишь для того, чтобы иметь представление о том, что и как нужно теперь в билдинге для кузнеца (и от кузнеца). Кстати, после этого стал больше выкладывать предметов с «дырками» для ювелирки.

Софи — один из самых «прославленных» в игре чаров, но я до сих пор не влил в нее ни капли славы после изменений — и думаю, что и не придется этого делать. Сейчас она выполняет функцию воеводы — принять, отписать и т.д.

Ты создал один из первых кланов «Былин» — ДСС, Дружину Северного Союза. Как возникла такая идея?

Сразу же. Я в начале говорил, что пришел в мад с сайта какого-то клана. Идея была настолько сильной, что я воспользовался «акцией» Сварога («первые два замка подключаем бесплатно») и написал замок ДСС за два часа.

Я бредил идеей клана, и мне было совершенно неинтересно играть просто так. Возможно, дело в характере. Я по профессии должен организовать толпу, дать всем пинка и заставить что-то делать. Я, видимо, не умею иначе :-).

Вообще спасибо за этот вопрос, а то иногда встречаю на форуме от некоторых товарищей такой тезис, что ДСС создали томские ребята (Андора и К°) — так, видимо, пишут люди, общавшиеся с Андорой, но совершенно незнакомые с реалиями ДСС. Этот клан был основан Кардом, Антером, Рульфо и мной. Андора появился гораздо позже и играл роль «зицпредседателя». (Да и какую иную роль в клане мог играть 18-летний мальчишка, готовящийся уйти в армию, при наличии 30-летних мужиков в роли «серых кардиналов»?). В ДСС все проблемы как с богами (на первых этапах), так и с миром решались Кардом и мной.

Период старого ДСС, какой он? Охарактеризуй.

Я упоминул выше о стадиях интернет-зависимости. Так вот ранний ДСС у всех его ратников совпал со стадией страсти и опьянения от игры, когда ночь пролетала незаметно, а рабочий день так долго не кончался. Это был фан, нет, ФАН, это была романтика во всем. И тут, надо сказать, мне просто повезло — мне попались замечательные соратники, которые впоследствии стали друзьями и в реале.

Мы все просто упивались игрой, и ощущения эти передавались на наши мадовки. Гневна, Пауль, Полюд, Емеля, Рульфо и многие, многие другие — никогда до мада у меня не было столько и таких друзей (и вряд ли будет после). И за это я безмерно благодарен именно старому составу ДСС.

Появление РСП, Рода Серого Пса — это признание того, что с первым кланом у тебя не получилось? Рожденное детище (ДСС) оказалось не таким, каким его видел создатель?

Не в том дело, просто у старого состава сменилась стадия интенет-зависимости. Мы стали общаться в реале, мад стал лишь чатом, а в это время в клан пришла организованная, хорошо знакомая между собой и довольно большая группа новых игроков, еще жадных до игры, еще хотящих упоения… и произошло что-то вроде конфликта поколений. Веледар, Дерон, Тулон и прочие жуковские хотели ИГРАТЬ, а нам в лучшем случае хотелось тестить новые зоны (к тому времени большинство старого ДСС стали иммами). Начались конфликты. Первыми ушли из ДСС Сенар и Смешина, и я понял, что надо собрать «пенсионеров», создать свою «завалинку» и лузгать на ней семечки. Впоследствии к нам присоединились люди и из других кланов, которым хотелось от мада примерно того же (к примеру, Ележор).

Что из себя представляет РСП? Каким задумывался клан и что получилось? Доволен ли ты результатом?

О том, каким задумывался клан, уже частично рассказано выше. Что касается результата — да, я доволен, мне нравится атмосфера Рода, стиль общения. Я не знаю, как это выглядит со стороны, но мне кажется, что РСП — комфортная дружина для человека, которому от мада нужно общение и иногда «тряхнуть стариной». Помню, как-то на былиновском форуме кто-то написал: «Я был во многих кланах и могу точно сказать, что самый лучший — ххххх», на что Ладон ответил: «Ты просто еще не был в РСП…».

Новому человеку, наверное, в РСП не сразу удается адаптироваться к среде «дома престарелых», но потому я и не стремлюсь к расширению клана. Каждого новичка мы «приучаем» к своему видению игры, к своим традициям. Если придут сразу несколько новеньких — их будет тяжело ввести в это русло всех сразу. Тем не менее клан сейчас самый многочисленный — 53 ЖИВЫХ человека, более 200 чаров.

Согласен ли ты, что именно «особый статус» дружины РСП в конечном итоге привел к конфликту иммов с НД? Как бы ты сейчас, с высоты полученного опыта, прокомментировал ту ситуацию? Что ты нынешний посоветовал бы тогдашним участникам — и НД, и иммам?

Нет, особый статус РСП был вообще не при чем. Проблемы заключались лишь в одном чаре — Урике. Я до сих пор не уверен, правильно ли я поступил, приняв его. Он принес очень много положительного в дружину, но с ним же связаны и самые большие проблемы клана. Пожалуй, это самая неоднозначная личность в РСП.

Насчет конфликта с НД… Знаете, вы никогда не задумывались, почему люди разрешают публиковать свои личные дневники лишь через 10 лет после смерти? Угу — потому что еще слишком памятны и свежи события, живы очевидцы и т.д. История с НД относится к числу тех, о которых мне бы не хотелось говорить еще лет десять. Нет, меня совершенно не гложет совесть, я до сих пор считаю, что «цель оправдала средства» и в конечном итоге то, что я хотел, я получил. Просто очень-очень многое из той истории известно лишь мне одному. Скажу более, все увидели лишь вершину айсберга. Поэтому я совершенно не протестовал, когда Ележор на своем сайте изменил комментарий к тому конфликту. Даже с измененными формулировками — это всего лишь мизерный кусочек того, что было на самом деле. И здесь я должен отдать должное Стейнару за его удачную попытку найти компромисс между игроками и иммами. Созданный им форум и модерирование на нем во многом привели к «разруливанию ситуации» — он не позволял закатывать истерики товарищам типа Сигварда и К° и очень грамотно провел переговоры.

А что насчет другого конфликта, иммов с ДСС? Твои комментарии по ситуации и советы всем тогдашним участникам от сегодняшнего тебя?

Да не было никакого конфликта с ДСС — началось все с того, что группа очень грамотных ребят воспользовалась проблемами мада (отсутствие кодера, дыры в сервере, нежелание Чернобога наладить нормальное администрирование и т.д.) и взломала сервер. Что можно было посоветовать всем тогдашним участникам, если у МЗ былл имм 45 уровня, которого не видел никто из прочих иммов? К примеру, они развлекались тем, что снимали бан с IP. Бедный Пелен сходил с ума в попытке понять, почему не работает эта команда: он поставит бан — они его тут же снимут. Мад даже пришлось стопить на пару суток. Мы долго искали эту дыру, и тут нам здорово помогли Пандора с Мороком — собственно, с этого и началась «эра Пандоры», именно в результате этой работы у них и появились иммы.

Затем прошло время, МЗ создали новых чаров, но «гениальность» и тут свое взяла. Ясна, например, придумал отличный способ мультить, практически недоказуемый при проверке. А дальше — больше. У них опять появилась возможность проникнуть на сервер. Это не было конфликтом интересов — тут была просто атака на игру. И реагировать на нее надо было жестко. А у нас жестко получилось далеко не сразу, в том числе и по указанным выше причинам. Ясна все больше наглел, чувствуя нашу нерешительность. Поэтому — о каком конфликте идет речь? Это, в общем-то, вполне можно квалифицировать как преступление, тем более что в дальнейшем произошла еще и кража всех зон. Если бы тогда удалось наладить администрирование сервером, перекрыть все дыры, то надо было бы сразу ввести запрет на игру для всех этих людей, последствия были бы не столь печальными (вспомните, что несколько месяцев в мад было просто невозможно играть из-за искусственно вызванных лагов). Так что ни разу с того момента я не пожалел о том, что поделетил его. Даже несмотря на то, что после он устроил DDoS-атаки на сервер и несколько месяцев фактически не давал нормально работать «Былинам».

Что для тебя «Былины» сегодня?

Именно мир «Былин» — наверное, инструмент для самовыражения. Вдруг «приходит муза», и хочется что-то сотворить. Вот для этого есть редактор зон — с его помощью и творю.

Помимо этого, «Былины» являются основой для моего клана — я уже даже не сильно связываю его с мадом, постольку не все активно играют, тем не менее дружина возникла именно там, и там получает подпитку. Но настоящее РСП — это не то, что в маде; настоящее РСП — на форуме клана. Там общаются люди, которые в «Былины» не заходили уже несколько лет (я уже упоминал, что нас 53 человека). Так что для меня «Былины» — это инструмент общения с друзьями.

Что из желаемого в «Былинах» осталось нереализованным — для игрока Софи и для имма Белобога?

У меня как у игрока никогда не было амбиций типа «пройти Рипеи соло». Поэтому я считаю, что 10 ремортов у Софи вполне могут тешить мое самолюбие — уж поиграл всласть! А вот у имма — да, есть вещи, которые до сих пор не удалось реализовать. Прежде всего это Великая Степь (спасибо Ладону за 400 зон-основ). Да и задуманное еще вместе с Пеленом введение новых рас, к сожалению, так и не доведено до конца.

Обидно, что в Степи есть очень интересные игровые зоны (в том числе и мои), которые почти недоступны для игроков — пройти туда очень сложно. Эти зоны должны стать местом прокачки чаров-«степняков».

А из самых ближайших перспектив — уже давно собираюсь привести северо-западную часть нашего мира в большее соответствие с реальной картой, да все не доходят руки. Но я верю, что рано или поздно… :-).

Какие проблемы, на твой взгляд, стоят сейчас перед мадом? Что из этого нужно решать срочно, а что может подождать?

Самая концептуальная проблема — это снижение интереса к играм подобного класса. В эпоху дешевого интернета для игрока интереснее ВоВ или Линейка, нежели текстовый мад. И решить эту проблему мы точно не можем. Я предполагаю, что и далее будет снижаться наш онлайн, ньюбы будут крайне редки, и мад потихонечку превратится в чат старых хороших знакомых.

Вторая проблема — это издержки геймплея и вызванные этим нарушения баланса. Никто в 2000 году не думал, что у игроков будет 15+ ремортов. Наверное, надо менять эту систему (или награду за реморт) — только не спрашивайте меня, как.

Третья проблема — это кадровый голод в имм-команде. И хотя есть Кродо и Свентовит, но особенности иммской работы не позволяют одному человеку полностью посвящать себя маду. Поэтому у нас «много кодеров не бывает».

Вот эти три проблемы, каждая по отдельности и в сочетании друг с другом, и определяют наши «больные места» — нет новичков, из-за кривого баланса неинтересно играть, зоны по своей сложности пытаются догнать хай-реморченных чаров, и некому кодить, чтобы все это изменить.

С чего начинать? Наверное, «кадры решают все»: вот придет «вторая Пандора» — с организаторскими талантами, всем кодерам даст пинка, поставит четкое ТЗ, и тогда… может быть… ух… :-).

Одни игроки с нетерпением ждут вайпа, другие собираются бросить игру, если он таки произойдет. Иммы же свою точку зрения формулировали неоднократно: вайп имеет смысл делать только после реализации определенного пакета изменений в коде и зонах. Нельзя ли озвучить хотя бы примерный список этих необходимых для вайпа изменений? (Ну и заодно практические перспективы того, что они будут сделаны.)

Я примерно ответил на этот вопрос чуть выше. Я даже сам для себя не решил — буду ли начинать играть в послевайповом мире. Уже нет того фана, да и времени свободного, как раньше, тоже нет.

Какие изменения оправдают вайп, на мой взгляд? Ну, первое — это введение новых рас: степняков и варягов. Второе — коренное изменение геймплея (надо что-то делать с ремортами), в третьих — будь моя воля, я бы поменял баланс по отдельным профам (у нас «то в говно, то в партию» — то наемник отстой, то овер). Надо как-то четко определиться с этим, потому что изменения «по горячему», как правило, вызывают перекосы (похоже, например, что сейчас подобное произошло с кузнецами). А вот если не спеша, с нуля, все изменить и отбалансить — то можно и вайпнуть. Ну и наконец — конечно, давно не было новых профессий. Скажем, «бард» (скоморох) был бы очень кстати.

Думаю, не ошибемся, если скажем, что большее число мадеров в реальной жизни, чем ты, не видел никто из былиновцев. Можешь вкратце рассказать про мадовки и мад-землячества разных краев? Что между ними общего, в чем отличия, кто чем запомнился?

Дело в том, что по долгу работы я каждое лето езжу в разные концы страны на полевые практики со студентами. И здесь мад оказал мне просто неоценимую услугу. Знаете, как приятно, когда на промежуточной станции тебе прямо к вагону приносят пиво; или когда из Москвы тебя провожает толпа в 25+ человек… И студенты ошалело спрашивают — кто это был? А ты даже не знаешь, что ответить — друзья? знакомые? Однажды я, не найдясь, что сказать, честно заявил им: с этими людьми мы вместе убивали! И очень тихо про себя добавил «и умирали». Студенты, конечно, были немного в шоке :-).

А как мне мадовцы помогали организовать практики! Например, Полюд дважды меня устраивал в Красноярске. Я вообще должен сказать отдельное слово о красноярском «мудачестве» — оно мне ближе всего, хотя бы в силу возрастных особенностей. Большинство красноярских мадеров примерно мои ровесники, уже состоявшиеся люди: кто-то владелец фирмы, кто-то доцент, кто-то банкир… У меня дома «в красном углу», как сказали бы в старину, в рамке висит не икона, а большая фотография — на ней я с красноярскими мадерами, их человек 10. Я очень дорожу дружбой с этими людьми. Да и они, по существу, являются легендой нашего мада: Зиав, Дикий, Полюд и даже самый юный игрок мада (начал в 11 лет) — Феркон.

А в Иркутске первая мадовка собралась именно в честь моего приезда. Иркутяне, играя в мад, до этого не виделись друг с другом — получается, я их и познакомил. Там же, в Иркутске, началась моя дружба с Кокорем и Переплутом.

Новосибирцев видел, к сожалению, не всех — человек шесть пришло к поезду (стоянка была всего 15 минут), и все это время мы наперебой рассказывали друг другу что-то взахлеб, пытаясь успеть пообщаться как можно больше.

Прошлым летом видел почти все екатеринбургское мудачество, хотя с некоторыми (Авиенда, Поренут) был знаком и до этого — они в прошлые годы так же подходили к вагону пообщаться. Это тоже в большинстве своем состоявшиеся взрослые люди. Авиенда, например, покатала меня на своем Шевроле Лачетти по городу и напоследок подарила крем от клещей (мне назавтра предстояло «уходить в тайгу»).

А вот мурманское мудачество в основном молодое, разбитное и разгульное. Кинону я должен сказать отдельное спасибо — на его плечи легла вся тяжесть организации нашего пребывания в Мурманске. А с Несмеяной меня связывает давешняя дружба, еще с 2001 года, когда мы впервые встретились на одной из московских мадовок.

Будучи в Питере, я встречался только с Лерочкой, Хильдой и Юроном. Встреча с Лешко и К° должна была состояться, но что-то сорвалось. Я, в общем, жалею об этом, но все еще впереди.

Особенно понравилась мадовка в Удомле, на сайте «Былин» есть фотки с нее. Удомельцы — молодые парни, но настолько хлебосольные, настолько гостеприимные, что мне безумно хочется еще раз к ним приехать. Меня смущает только то, что Каил (который нас размещал) и Скрим обзавелись семьей и потомством, и теперь, наверное, не получится того безбашенного безудержного веселья. И тем не менее в Удомлю очень хочется!

Из украинских мадеров меня связывали тесные контакты с Тессой и Канемарой — я гостил несколько раз у них в Запорожье. Был у Снури в Ивано-Франковской области. Сайдус дважды меня встречал в Киеве. Харьковчане, к сожалению, в «Былины» не играют — так что там я был на мадовке игроков СоВ-мада.

Очень дружны мадеры Саранска — Дивинт, Марла, Гридя. Ребята еще студенты, но мне всегда нравилось с ними общаться. Они засиживались у меня в гостинице, пока не выгоняла охрана : -).

И напоследок я оставил самое многочисленное — московское мудачество. Я знаю лично почти всех мадеров-москвичей. Приезжаю на московские мадовки с 2001 года. Среди москвичей мои самые близкие друзья — Гневна, Пауль, Один, Ковшегуб, Пумба, Рольт и еще очень многие, даже боюсь перечислять, чтоб не обидеть тех, кого не упомяну.

У каждой московской компании свои традици проведения мадовок. Например, Дори всегда их устраивает в скверике между американским и монгольским посольствами или ведет всю шумную компанию к себе домой (бедная его мама!). Рольт любит заведение «Пироги» на Большой Дмитровке. Чернобог каждую весну устраивает шашлыки в лесу под Лыткарино. Каждая из этих мадовок может стать предметом для долгого рассказа, но важно то, что они дают неоценимое чувство локтя, что виртуальная дружба здесь конвертируется в реальные отношения. И этим, пожалуй, такие встречи особенно ценны.

Ну и самое яркое впечатление от мадовок — это взаимоотношения моих студенток с мадерами :-). Иногда они выливаются в семейные узы — как у Козьки со Светой и Нимта с Леной. Иногда это короткая красивая романтическая история с сумасбродными «адреналиновыми» поступками, как у Оррина с Людой. А киевлянин Сайдус — даже положил глаз на мою сестру, но дальше СМСок у них дело не пошло :-).

К кому так и не попал, а хотел бы?

Из крупных мад-землячеств я не был только во Владивостоке, Волжском (хотя знаю Булича — он приезжал в Курск) и Кемерово (очень хочу увидеть Свентовита и Дрему). Есть желание увидеть израильских мадеров — Урика (чтобы надрать ему задницу), Зверобоя, Лукрецию. Конечно же, жажду приехать к своим старым друзьям еще по старому ДСС — Фиме в Чикаго и Ловеню в Сан-Франциско. Ну уж если мечтать, то и к Эоле в Объединенные Арабские Эмираты и к Ливерию в Германию :-). И знаете, я не теряю надежды :-).

А потом, ведь есть и «встречный поток» — вы не представляете, сколько мадеров было у меня в гостях! Даже доходило до смешного — Прокиус, когда возвращался из Китая, сначала заехал ко мне, и лишь потом поехал домой в Самару. У меня часто гостят Пумба и Ковшегуб, а всех кто был за эти 8 лет, я, наверное, и не вспомню.

И напоследок. Трудно быть богом?

Стрибог как-то сказал: «Все, что делает имм 34 — делается на благо мада». С одной стороны, это, конечно, здорово, что 34-й не может читить по определению, а с другой… Я как-то говорил на эту тему с… (нет, не назову имя этого имма), и он сказал, что эта фраза Стрибога совершенно не вызывает в нем дополнительной моральной ответственности. А вот для меня, напротив, понимание и осознание того, что каждое твое действие должно приводить к «благу мада», является, в общем, достаточно тяжелым психологическим грузом. Особенно когда решаешь спорную ситуацию, конфликт. Мы ведь все по-разному видим это «благо мада», и я, иногда совершая радикальные вещи — роспуск клана, делет чара, — всегда держу «в заднем уме», что должен не навредить маду в целом.

Поэтому, отвечая на этот вопрос, скажу «Да! Психологически достаточно трудно».

Ну и есть еще одна неприятная сторона в иммстве. Иногда заходишь морталом, просто отдохнуть, побегать, а тебе начинают телять как имму — и опять приходится что-то делать, кого-то мирить, кого-то наказывать…

Текст закончен: 21.03.2008
Последнее изменение файла: 21.03.2008