«Судьба барабанщика»


В моих мыслях не было желания оставлять «посмертные» записи, но Снежич меня убедил.

Вначале он просил меня рассказать об истории создания «Пакта о Ненападении» и связанным с этим моём исходе из Былин, но я пакт не только не создавал, но даже и не читал.

Поэтому я просто расскажу о проблеме, которую я поставил себе целью решить, но пришёл к выводу о недостаточных шансах на успех, посему удалился.

Как Улук стал Родомыслом

Однажны, после очередного многомесячного афка, меня в онлайне поймал Свентовит и стал настойчиво предлагать стать имморталом. Настоял. Кажется, в тот момент он возлагал на меня надежды в кодерской области. Если мне не изменяет память, то именно в кодерской области я за историю своего иммортальства не сделал ничего вообще.

Со Свентовитом до этого мы не были знакомы и не общались. Мне неведомо, зачем ему понадобился именно я. Но учитывая, что мадовскую активность я проявлял в основном на форуме, предполагаю, что это как-то связано.

Первый пейзаж Тронного Зала

Традиционно, начальная обязанность каждого нового иммортала — слежение за правилами. Эфир, имена, титулы. Сразу бросилась в глаза дикая ситуация — структурное подобие Тронного Зала межклановому делению в маде. У меня это вызывало крайнюю степень недоумения. Вопреки модным в то время настроениям, свидетельствую, что самым наглым, непрекрытым и целенаправленным лоббированием своих интересов, противоречащим правилам и направленным на изменение баланса в пользу одного из кланов, занимались отнюдь не иммы РСП. Так было при мне. С другой стороны, невнятность действующих правил не давала возможности не только эффективно пресекать, но даже и заявлять о неэтичности тех или иных действий. А отсутствие «исторической правоты» не давало возможности имморталам РСП занимать активную позицию в пресечении безобразий. Таким образом, клеймо «РСП» на иммортале де-факто было ярмом, мешающим проводить внятную и активную политику. Но об этом, может быть, расскажу позже, посмотрим, как пойдёт :)

Среди имморталов не велось вообще никакой регулярной организационной работы, не было чётких зон ответственности (не путать с поделенными зонами безответственности), не проводилось собраний и совещаний, не ставились задачи, тем более не делались отчеты. Не было даже единой площадки для общения и вырабатывания обязательных для всех коллективных решений. Вообще, если говорить об истории, о которой могу свидетельствовать лично, то единственным подобием организованного коллектива была команда кодеров Пандоры. Возможно, у билдеров ситуация чем-то лучше, но всеобщая аморфность не даёт оснований полагать, что намного.

У меня скоро возникло понимание, что «олигархическую» структуру Тронного Зала следует глубоко реформировать. Тронный Зал должен функционировать как единая команда, которая спорные вопросы корректно обсуждает, а принятые решения однозначно и недвусмысленно исполняет. Существующая структура действует иначе — есть несколько «олигархических» центров силы, которые имеют равные возможности принятия решений, хотя бы и полностью противоречащих друг другу.

Как уже говорилось, единой площадки для обсуждения не было, поэтому противоречащие действия часто возникали идиотски, просто по причине неосведомленности о текущих делах и политическом курсе. А ведь равная статусность провоцирует подходы в духе «я не менее крут, поэтому класть я хотел, на что вы тут свои силы тратите». В результате имморталы позволяли себе противоречащие публичные заявления, повторяюсь, вместо того чтобы договариваться отдельно и выступать с единым мнением.

Среди старших имморталов нет не только организаторов, но даже людей, обладающих навыками командной работы (в корпоративном смысле, работа со студентами не в счёт), следовательно, ситуация сформировалась клиническая. Нет ни этической, ни правовой базы даже для того, чтобы назвать недопустимое поведение недопустимым. Поэтому часто попытки что-либо сделать упираются в стену, вызывая лишь озлобление от неудачи вместо результата.

(Не тешу себя надеждой, что текст выше удобоварим и понятен каждому читателю, но если расписывать всё подробно, то потребуется написать очень многабукв. Поэтому тот кто всё понял, тот со мной одной крови, остальным приношу свои извинения. Запомните эту зарисовочку, она нам ещё пригодится! :) )

Итак, диагноз: наши лучшие имморталы — это технические специалисты, работающие в одиночку и неспособные к осмысленным и скоординированным командным действиям. (Для более искушенных читателей есть такая формулировка — горизонтальные связи не работают, а вертикальные не могут сформироваться «по построению».)

Как это изменить? Ой, работы здесь прорва. Но для начала следовало создать идеологическую базу. Нужно было ввести понятия, что такое хорошо и что такое плохо. Отделить добро от зла. Отделить свет от тьмы. Но вначале было Слово!

Итак, новые кодексы

Что такое «идеологическая база»? В нашем случае, это сочетание «базы правовой» и «базы этической». В качестве правовой базы для игроков должен был появиться новый УК. Далее, правовая база, регулирующая действия имморталов, — это Этический Кодекс Иммортала (позже его опишу). А «этическая база» — это принципы, заложенные в Этическом Кодексе, плюс вера в их святость и незыблемость.

В разговорах об усовершенствовании УК выяснилось, что таковой уже обсуждался в недрах форума РСП. Полагаю, не без моего давления, был создан имплементорский раздел на форуме Былин, куда был выложен текст УК от РСП. Пользуясь случаем, выскажу экзотически редкий комплимент непопулярному Дажьбогу — в плане рабочего взаимодействия и сотрудничества он отрабатывал как надо, пожалуй, единственный из активных имморталов на тот момент. Видимо, род деятельности диктует.

Не скрываю гордости, над текстом УК от РСП я проделал титаническую работу, это и есть тот вклад, про который можно будет говорить: — «я ушел, а оно осталось». Важность этого достижения нисколько не умаляется степенью его непопулярности. Новый УК внятен, в отлчие от самопротиворечивого старого текста.

В первых числах января 2007 года текст был приведён в конечную форму. В сентябре 2007 года, после нескольких корректив от Снежича, он был выложен в мир. Зачем 9 месяцев задержки — внятного ответа не даст никто. Видимо, это следствие дезорганизованности. Будем считать, что в январе было зачатие, а в сентябре рождение. Вот, кстати, мысль! Можно к УК приписать список авторов, работали-то над ним не меньше, чем над зонами.

Теперь про Этический Кодекс. Этический Кодекс был в том же январе 2007 года опубликован в имплементорском разделе. И ответом на него мне было гробовое молчание. Сейчас я не помню, но кажется, лишь Переплут там высказал одобрение. Однако если бы Этический Кодекс был объявлен руководством к действию, ой как много стало бы по другому. Но, думаю, люди увидели пропасть между своим образом действий и соответствием его Этическому Кодексу и предпочли никак не комментировать :)

В основе Этического Кодекса лежали несколько банальнейших вещей:

Статья 3. Иммортал при осуществлении возложенных на него полномочий обязан:

1. Руководствоваться интересами развития игрового сервера и повышения его привлекательности.

2. Исходить из честного, разумного, добросовестного исполнения своих обязанностей, относиться к коллегам в духе уважения, доверия и благожелательного сотрудничества. Воздерживаться в полемике от грубых и некорректных выражений.

3. Проявлять уважение к официальным символам и атрибутам Былин.

4. Относиться с уважением к Русскому Языку.

5. Заботиться о повышении авторитета Имморталов.

6. Руководствоваться принципами беспристрастности и справедливости. Не допускать получения преимущества одних игроков над другими неигровым путем. Информировать других Имморталов об обстоятельствах, при которых может быть недостаточно беспристрастным, где его интересы как иммортала могут войти в противоречие с интересами защиты его клана, друзей, знакомых или любыми другими интересами.

7. Не допускать любых форм поддержки каких-либо дружин.

(Остальные статьи кодекса имеют регламентный характер.)

Иные достижения

Собственно, иммортальством я занимался всего год. Чем я могу ещё похвастаться? Кое-чем могу. Целенаправленно работал с воеводами дружин и с простыми игроками. Пропагандировал лозунг, что играть по правилам лучше. Убеждал, что они сами должны пресекать читинг/мультинг. Наверно, многие здесь ухмыльнулись. Конечно, я не ждал, что воеводы станут относиться к своим мультерам/ботерам также жёстко, как я, но отклкик от этих усилий и от ряда дружин безусловно наблюдал, причём не на словах, а на деле. У меня абсолютно нет сомнений, что время, потраченное на общение с воеводами и боярами, дало стократ больший эффект в поддержку правил, чем будь оно просто потрачено на ловлю мультеров. Ну и масса косвенных прибылей, в виде большей лояльности кланов к Тронному Залу, которые, надеюсь, моими молитвами проявляются и по сей день. Хотя и сажал я, конечно, тоже.

Живое человеческое общение — это страшная сила, чудотворная и плодотворная. Карательные меры — вспомогательны, они сами по себе не способны дать и мизерной доли результата в сревнении с результатами от общественной работы и пропаганды позитивных ценностей.

Ну, ещё я отыгрывал ролеплей честного и беспристрастного иммортала, следящего за правилами, не совершал поступков, обнародования которых я бы боялся или стеснялся. Мои друзья и знакомые от меня получали наказания всегда, когда мне становилось известно об их шалостях. Считаю, что это не просто повод для хвастовства, и это не только не нужно замалчивать из ложной скромности, но это та черта, которая обязана быть предметом демонстративной гордости каждого иммортала. Вот именно так, с пафосом. На самом деле, таких имморталов больше, чем может показаться на первый взгляд.

Второй пейзаж Тронного Зала

Здесь я хочу рассказать о предпосылках к своей неудаче в маде, приведшей к делиту Родомысла. Извините, этот текст снова может быть сложен для восприятия.

Почему Былины имеют тот пантеон, который имеют? Первопричина, естественно, в Стрибоге, в его действиях и бездействиях. В идеолгии абсолютной закрытости и непрозрачности. Что такое закрытость и непрозрачность? Это когда никто никогда не знает, от кого зависит принятие тех или иных решений, кто и когда решение примет или уже принял (помните 9 месяцев отстаивания нового УК?), а также когда неизвестно, будет ли кто-нибудь иметь полномочия такое решение отменить/пересмотреть. Не буду давать эмоциональных характеристик личностям самых ответственных за бардак имморталов, но назову — это Белобог, Свентовит, Кродо и Чернобог. Последний из них над мадом не работает, но в бардаке поучаствовал на все 100% (страшные люди — это люди, которые вообще ни причём, последствий возможных деяний не понимают, а права у них отобрать нельзя по политическим причинам; помножив это на алкоголизм, получаем премии кунами «за заслуги в рл» и чара Узарень со статсами по 50 у Веледара). Что касается Белобога, Свентовита и Кродо, то это три наиболее влиятельных личности, которые не только не работают совместно, но даже не особо в курсе деятельности друг друга. Вот представьте себе организацию, в которой главный делами не занимается, а три первых лица живут и работают каждый сам по себе. Любое осмысленное действие одного легко может упереться в бессмыссленное действие, бездействие или амбицию другого.

В общем, корень проблем пантеона формулируется именно так, всё остальное выводится из оного как следствие. Нет единой политики, нет единой цели, значит, каждый (в том числе младший имм) формулирует себе личную цель сам. А когда нет общественныя цели, но есть личныя, то тут всякия брожения дерьма бываютъ. Нет критериев оценки действий, не с чем их сопоставлять, получается, что даже верные в задумке идеи искажаются в пользу чьих-то очень специфических интересов. Нет опоры под ногами, чтобы этому противостоять, даже когда противостоять хочется.

Пакт о ненападении и делит Родомысла

Поскольку эта статья написана по запросу Снежича и призвана осветить создание Пакта о Ненападении, то вернёмся к этой теме.

Итак, предыстория такова, что уже не раз и не два на форуме Былин игроками обсуждался вопрос о бессмысленности мирных соглашений ввиду необязательности их исполнения. На что я в своё время заявил, что кланы вольны вступать в договорные отношения и брать на себя обязательства, а я (Родомысл) готов выступать в качестве арбитра в разрешении споров. Правовое обоснование заявления было таково, что воеводы пользуются правом требовать ада/фриза/удаления для членов своих дружин. Соответственно, они вольны вступать в некие ассоциированные отношения, заключать межклановые договора и делить на каких-то условиях свой суверенитет. В том числе дружины вольны наделять друг друга полномочиями требовать делитов мемберов другой дружины, если таковое будет закреплено в неком учередительном договоре между дружинами при наступлении каких-либо условий. Делегирование полномочий встречалось ещё в римском праве, поэтому нет и быть не может каких-либо причин запрещать дружинам вступать в подобные отношения, выбирать арбитров на своё усмотрение и так далее.

Над этим конкретно пактом я не работал и даже не был уведомлён о начале его обсуждения, я был в отпуске и всё моё время было занято РЛ. Вообще мад был до фени. Кажется, меня кто-то попросил почитать приватный раздел. Там обсуждался этот самый пакт о перемирии с серьёзными обязательствами, оттуда-то я о его существовании и узнал.

К сожалению, цитаты даже полутора десятков сообщений получаются слишком объемными. Лично я бы предпочёл опубликовать их без купюр, а привилегию делать выводы предоставить читателю. При вынужденном пересказе возникшего конфликта мне не удастся избежать выводов и оценок.

Итак, кратко, в ходе обсуждения:

— Скайе сделал предложение: — «От имморталов предлагаю Свентовита и Родомысла (если подпишутся)»

— Родомысл выразил свою готовность выступить в этой роли.

— Белобог в обсуждение вставил историческую реплику: — «Если вы хотите, чтобы гарантом этого договора выступили иммы — вам придется согласиться с тем, что участником этого договора выступает и РСП.»

… … … Меня эта фраза привела в шок и повергла в глубочайшее уныние… Не так много времени прошло после нашумевшего случая с Поренутом в связи с злоупотреблением имморталом в мортальских целях, наконец-то Тронный Зал нашёл в себе силы на порицание, как тут такие шокирующие заявления от Белобога. Естественно, проступок Поренута незначителен и вообще не имеет никакого значения на фоне подобных заявлений. Естественно, не отреагировать я не мог. Ну и отреагировал в духе, что в приличном обществе так себя не ведут, как в той сказке: — «Братец Лис, — Вы не джентельмен!».

— Родомысл высказал мысль: — «Шесть дружин решили о чем-то договориться. Это их дело и их право. Я даже могу понять, что седьмая хочет подпасть под договор. Но для этого следует договориться со всеми предыдущими шестью, а не размахивать иммами.»

— Белобог ответил мыслью: — «З.З.Ы. 2Улук: Очень не люблю разговоров в стиле „я начальник — ты дурак“, но кажется ты заступаешь за некую черту…»

— Родомысл сделал заявление: — «Настоящим чётко и недвусмысленно заявляю, что не собираюсь иметь отношение к происходящему, складываю с себя иммортальские полномочия и не собираюсь больше быть связанным с проектом „Былины“ в качестве иммортала. Эта позиция связана с укреплением моего мнения о бесперспективности моей деятельсности по упорядочению отношений между иммами и морталами и уверенности в том, что моя официальная причастность к происходящему может нанести существенный ущерб моей репутации.
Прошу 34-ых иммов удалить иммортала Родомысл, с целью исключения возможности несанкционированного использования его другими людьми.»

В другой ветке произошло уточнение позиций:

— Белобог: — «у товарищей из РСП сложилось устойчивое впечатление, что если нашим союзникам так настойчиво навязывают мирный договор, запрещающий нам помогать, а нас самих из этого договора выталкивают, то наверное „это неспроста“.»

— Улук: — «А даже если бы и так, то, собственно, что? Придерживается ли РСП заявленного ранее отказа от любых привилегий и готово ли играть на правах обычных морталов? Если готово, то оно вольно либо воевать либо идти на диктуемые условия.»

— Белобог: — «И РСП шло на диктуемые условия при заключении мира. РСП выполнило условия победителей.»

Здесь показательным является то, что мой вопрос был задан в настоящем и будущем времени, а ответ Белобога получен исключительно про время прошедшее. Очевидно, что сказать то же самое про время настоящее и будущее у него у самого язык не повернулся.

Ну и в заключение:

— Белобог: — «Я был против лоббирования Родомыслом такого договора по которому в мад закладывались условия заведомо способные нанести вред развитию мира.»

— Улук: — «Назовем вещи своими именами. Утверждение выше — ложь наглая, бессовестная и позорная. Когда я указывал на лицемерие — я приводил цитаты. Меня же облили грязью голословно. Очень мило, признателен.»

Думаю, что Стас — очень далеко заблудившийся человек, воспринимающий противодействие своим попыткам использовать имма в мортальских целях не иначе, как действие в пользу клана — оппонента. Естественно, я отрицаю какую-либо связь между интересами любого мортальского клана и «интересами развития мира».

Всё, цитировать больше не буду.

Теперь расскажу о связи этой проблемы с той, с которой я начал своё повествование. Выше я говорил про никем не замеченный «Этический Кодекс Иммортала». Вот три пункта из него:

5. Заботиться о повышении авторитета Имморталов.

6. Руководствоваться принципами беспристрастности и справедливости. Не допускать получения преимущества одних игроков над другими неигровым путем. Информировать других Имморталов об обстоятельствах, при которых может быть недостаточно беспристрастным, где его интересы как иммортала могут войти в противоречие с интересами защиты его клана, друзей, знакомых или любыми другими интересами.

7. Не допускать любых форм поддержки каких-либо дружин.

Если бы этот кодекс был объявлен обязательным к исполнению, то ни один иммортал не смог бы лоббировать никакие частные интересы, все обсуждения сводились бы лишь к сопоставлению действия с этической нормой. Мой диалог с Белобогом свёлся бы исключительно к кивку на Этический Кодекс, на этом бы дело и закончилось. Собственно, демонстративное, де-факто, презрение Белобога к заявленным в этом кодексе банальнейшим (и мом внутренним) ценностям вызвало у меня глубочайшее разочарование в перспективах что-то в маде улучшить. А тратить силы в никуда мало кому нравится. Именно это я имел в виду, когда говорил о прямой ответствености старших имморталов за происходящий бардак, имм-читинг, имм-злоупотребления и т.д… Стрибог виновен в том, что не обязал имморталов соответствовать моральным нормам. После него в преступном бездействии повинны все старшие имморталы: они виновны в том, что их эта ситуация устраивает. Ну а шалости мелких иммов, это уже, знаете ли… они как все, не могут же они быть лучше старших, а другим и взяться неоткуда.

Жаль, что я не застал толком Прове, судя по ходящим про него легендам, я нашел бы в его лице искреннего союзника.

Ну и в заключение…

Справка по ролеплею языческого божества «Родомысл»

Родомысл — бог мудрости, красноречия, покровитель законов.

Родомысл — суровый, но справедливый бог. В одной руке он держит книгу (свиток), а другой рукой опирается на дубину. Родомысл даже среди богов прослыл советчиком. Его слова всегда были точны и всегда они помогали, подбадривали да вдохновляли на правое дело. Красноречие можно использовать по-разному, поэтому Родомысл жестоко наказывает (по поверью) лжецов, открывая людям глаза на их вранье. Говорят, что Родомысл первым предложил Богам ввести свод законов, регулирующих как небесные, так и людские дела. Примером молитвы-обращения к этому богу может служить проверка на искренность слов говорящего. Жрецы же Родомысла способны сразу отличать правду ото лжи (зависит от уровня посвящения — чем выше, тем точнее, например, молодой аколит вряд ли сможет уличить опытного плута).

Родомысл — божество славян варяжских, покровитель законов, податель благих советов, мудрости, красных и умных речей. При начатии градских совещаний или сходок, относящихся к благоденствию града, или к отвращению угрожающей общей напасти, ему молились, принося жертвы. При всяком важном предприятии, требующем мудрости, Родомысл был призываем. Сие божество имело в городах при Варяжском море свои храмы. Истукан его представлял человека в размышлении, упершего в лоб указательным перстом правой руки; в левой же руке щит с копьем. Сие божество кажется быть то же, что у цельтов Биддер, бог мудрости и красноречия.

Улук

Текст закончен: 08.01.2008
Последнее изменение файла: 08.01.2008